В июле 2017 г. позитивная динамика перевозок продолжилась:
погрузка составила 106,6 млн т (+2,2% к аналогичному периоду
прошлого года), грузооборот — 208,0 млрд т-км (+5,1%).
Выросли к прошлому году перевозки угля (+12,5%), железной
руды (+2,2%), черных металлов (+5,2%), лесных грузов (+2,8%),
удобрений (+11,6%) и зерна (+18,2%). Произошло снижение
погрузки нефти и нефтепродуктов (-1,5%), строительных грузов
(-13,0%), цемента (-3,3%), цветной руды (-5,3%) и кокса
(-10,0%).
В августе показатели перевозок сохранятся на текущем высоком
уровне, однако побить прошлогодние рекорды вряд ли удастся,
так как эффективность эксплуатации парка и так находится на
пиковом уровне, характерном для третьего летнего месяца.
Дальнейший рост будет возможен по мере накопления на сети РЖД
значительного парка инновационных вагонов в сочетании с
развитием локомотивной тяги, что позволит формировать поезда
большей массы и более высокой надежности.
Уголь: широкие перспективы дальнейшего роста подкрепляются
развитием транспортной инфраструктуры
Погрузка угля в июле 2017 г. установила рекорд для данного
месяца и составила 28,8 млн т (+12,5% к июлю прошлого года).
Всего с начала 2017 г. по железной дороге было отправлено
206,1 млн т угля, что на 9,8% выше аналогичного периода 2016
г.
В июле рост перевозок угля произошел как на внутренних (+2% к
июлю прошлого года), так и на экспортных направлениях (+20%).
Грузопоток вырос в Китай (почти вдвое), Польшу (почти в 3
раза) и Турцию (в 2 раза). На исторически рекордном уровне
находятся поставки в Румынию — около 300 тыс. т, что в 7 раз
выше предыдущего уровня. Стоит отметить, что начали расти
поставки на Украину (+10% к июлю прошлого года), которые
падали с начала года.
Растущий спрос на российский уголь на мировом рынке ведет к
увеличению мощностей транспортной инфраструктуры. Так, новый
железнодорожный парк отправления, организованный на
крупнейшей припортовой станции Дальневосточной железной
дороги Находка Восточная, в настоящий момент готов уже на
70%. Количество путей станции возросло до 13, а ее пропускная
способность — почти вдвое. Кроме парка отправления,
«Управляющая портовая компания» и «Восточный Порт» также
построят новый парк приема груженых вагонов необщего
пользования. Его строительство планируется завершить в 2019
г.
В середине августа стало известно, что до 2020 г. Китай
отказывается от строительства угольных ТЭС, общая мощность
которых могла бы составить 150 ГВт. По сообщениям, это
решение принято в рамках борьбы с перепроизводством
электроэнергии и соблюдения новых экологических стандартов.
Также планируется вывести из эксплуатации устаревшие угольные
станции на 20 ГВт, и еще 1 ГВт угольных ТЭС будет
модернизирован. В целом к 2020 г. установленная мощность
угольных электростанций в Китае не должна превышать 1,1 тыс.
ГВт.
По объемам потребления российского угля Китай сейчас
находится на третьем месте после Японии и Великобритании.
Снижение мощностей угольных ТЭС в КНР может негативно
повлиять на перевозки угля в краткосрочной в перспективе, в
среднесрочной — поставки могут быть переориентированы в
другие страны, поэтому существенного снижения можно будет
избежать.
На рынке по-прежнему сохраняются все предпосылки для
дальнейшего роста экспортных перевозок российского угля.
Нефть и нефтепродукты: падение возобновилось
Погрузка нефти и нефтепродуктов в июле 2017 г. снизилась к
прошлому году на 1,5% и составила 19,7 млн т. Всего с начала
2017 г. по железной дороге было отправлено 137,5 млн т нефти
и нефтепродуктов, что на 0,7% выше аналогичного периода
прошлого года.
Падение перевозок произошло за счет сокращения экспорта почти
на 10% к июлю прошлого года, тогда как внутренние перевозки
выше прошлогоднего уровня на 2%. Снижение экспорта произошло
в направлении портов Нидерланд (-30%), Италии (-5%) и Украины
(вдвое). При этом выросли поставки в Белоруссию (+80%), Китай
(+20%) и Монголию (более чем в 2 раза).
В структуре перевозимых грузов сохраняются прежние тенденции
— снижение перевозок мазута и рост перевозок дистиллятов
газового конденсата.
В середине июля РЖД ввели скидку в 44,9% на экспортные
перевозки сырой нефти по Северной железной дороге и далее в
Финляндию до конца июля 2018 г. Однако эта мера не сможет
существенно поддержать перевозки нефтеналивных грузов по
железной дороге на фоне растущей конкуренции.
Строительные грузы и цемент: на дне, но ожидается
восстановление
Погрузка строительных грузов в июле 2017 г. составила 12,7
млн т (-13,0% к июлю прошлого года), цемента — 2,9 млн т
(-3,3%). Эти показатели являются рекордно низкими для июля за
последние 10 лет. Всего с начала 2017 г. по железной дороге
было отправлено 77,7 млн т строительных грузов и 15,4 млн т
цемента, что ниже аналогичного периода прошлого года на 6,7%
и 1,7% соответственно.
Активность в строительной отрасли РФ продолжает снижаться. По
данным Росстата, в июле 2017 г. в Российской Федерации
введено 5,4 млн м? жилья, что на 5,6% меньше результата
аналогичного период прошлого года. Всего с начала года
показатель упал на 10,4%. По оценке главы Минстроя Михаила
Меня, ввод жилья в России в 2017 г. может составить 75-76 млн
м?, что на 5-6% ниже уровня прошлого года.
При этом эксперты Агентства по ипотечному жилищному
кредитованию отмечают, что объемы выдачи ипотеки в 2017 г.
находятся на рекордно высоком уровне. Всего за первое
полугодие выдано более 420 тыс. ипотечных кредитов на 765
млрд рублей, что на 15% выше уровня 2016 г. и соответствует
уровню рекордного 2014-го. С сентября, на фоне снижения
крупнейшими российскими банками ставок до 9-10%, ожидается
дальнейший рост ипотечного кредитования.
Наметившиеся позитивные тенденции в строительной отрасли
могут привести к постепенному восстановлению объемов
перевозок строительных грузов в среднесрочной перспективе,
однако нехватка полувагонов, которые в настоящее время
задействованы в перевозке более доходных грузов, может
негативно сказаться на динамике этого роста.
Черные металлы: рост за счет внутреннего потребления
Погрузка черных металлов в июле 2017 г. составила 6,1 млн т
(+5,2% к июлю прошлого года), при этом рост перевозок к
предыдущему месяцу составил более 10%. Всего с начала года по
железной дороге было отправлено 41,3 млн т черных металлов,
что на 0,4% ниже аналогичного периода прошлого года.
В июле внутренние перевозки выросли на 15% (во многом их рост
обусловлен ремонтом железнодорожных путей), тогда как экспорт
сократился на 8% (в Италию вдвое, Тайвань на 40%, Иран на
70%). При этом растут поставки в Турцию (+20%), в Финляндию
(почти не осуществлялись в прошлом году) и Мексику
(+16%).
По оценке экспертов Evraz, потребление стали в РФ увеличилось
за I полугодие на 5% до 18 млн т, в основном, за счет роста
показателей по сортовому прокату. Потребление стальных балок,
в частности, выросло на 16%, арматуры — на 4%. С начала 2017
г. спрос на плоский стальной прокат улучшился на 7% и
составил 4,6 млн т. Объемы стального экспорта по итогам
полугодия сохранились на уровне 14,7 млн т, выплавка стали
зафиксирована на уровне 36 млн т.
На фоне роста внутреннего потребления, а также проводимых
ремонтных работ ж/д путей ожидается умеренный рост перевозок
черных металлов железнодорожным транспортом.
Руда: переориентация экспорта
Погрузка руды в июле 2017 г. составила 9,2 млн т (+2,2% к
июлю прошлого года). Всего с начала года было отправлено 63,8
млн т руды, что на 0,2% ниже аналогичного периода прошлого
года.
Внутренние перевозки выросли на 2%, а экспорт снизился на 4%
к уровню прошлого года. Основное падение экспорта произошло
за счет прекращения поставок на Украину и в Венгрию, а также
снижения грузопотока в Словакию (-70%), Финляндию (вдвое) и
Германию (на треть). При этом в 2 раза увеличились поставки в
Италию и в 3,5 раза в Турцию.
В среднесрочной перспективе ожидается увеличение перевозок
руды на фоне сокращения экспорта черных металлов заводами РФ
и выстраивания новой экспортной логистики.
Лесные грузы: медленный рост, огромный потенциал
Погрузка лесных грузов в июле 2017 г. составила 3,7 млн т
(+2,8% к июлю прошлого года). Всего с начала года было
отправлено 26,5 млн т лесных грузов, что на 3,9% выше
аналогичного периода прошлого года.
В июле выросли перевозки как на внутренних, так и на внешних
направлениях. Увеличение экспорта по-прежнему шло за счет
Китая (+13%) и Казахстана (+30%).
По словам заместителя министра промышленности и торговли
Российской Федерации Виктора Евтухова, разрабатываемая
Стратегия развития лесопромышленного комплекса России до 2030
г. ставит перед лесной промышленностью задачу увеличения за
10 лет добавленной стоимости на кубометр заготовленной
древесины в 2,5 раза — в первую очередь, за счет развития
глубокой переработки.
По оценке Министерства Промышленности, Россия обладает
значительными резервами как в части импортозамещения,
особенно при производстве бумаги и картона, так и в области
расширения экспорта, прежде всего в страны Юго-Восточной
Азии. Именно на эти страны будет приходиться основной объем
общемирового спроса, который к 2030 г. возрастет до 17 млн т
в год.
При этом лесопромышленный комплекс России продолжает
оставаться привлекательным для инвесторов. Так, на фоне
общего сокращения инвестиций в российскую промышленность в
прошлом году на 4,5% до 1,8 трлн руб., инвестиции в
лесопромышленный комплекс выросли на 16,4% до 117 млрд
руб.
В текущих условиях ожидается дальнейший рост перевозок лесных
грузов железнодорожным транспортом.
Зерно и продукты перемола: эксперты существенно повысили
прогнозы по урожаю текущего сезона
Погрузка зерна в июле 2017 г. составила 1,3 млн т (+18,2% к
июлю прошлого года). Всего с начала года по железной дороге
было отправлено 10,5 млн т зерна, что на 10,1% выше
аналогичного периода прошлого года.
В июле внутренние перевозки остались на уровне прошлого года,
тогда как экспорт вырос на 40%, в первую очередь в Египет
(+40%), а также Данию и Иран (поставки в прошлом году в эти
страны почти не осуществлялись).
Эксперты аналитического центра ЗАО «Русагротранс» повысили
прогноз валового сбора сразу до 127-129 млн т с предыдущей
оценки в 118,3 млн т (В 2016 г. урожай составил 120,7 млн т).
При этом Минсельхоз РФ пока сохраняет консервативный прогноз
на этот год: на уровне 103-105 млн т.
С учетом запасов предыдущего сезона, ожидается дальнейший
рост перевозок зерна железнодорожным транспортом.
Химические и минеральные удобрения: выход на новые рынки
сбыта
Погрузка удобрений в июле 2017 г. составила 4,8 млн т (+11,6%
к июлю прошлого года), установив очередной рекорд для данного
месяца. Всего с начала года по железной дороге было
отправлено 33,2 млн т удобрений, что на 8,5% выше
аналогичного периода прошлого года.
При этом внутренние перевозки выросли на 13%, а рост экспорта
к прошлому году составил 8%. Поставки российских удобрений
нарастили Китай (+18%), Бразилия (+12%), кроме того выросли
поставки в ОАЭ и Францию, тогда как в прошлом году экспорта в
эти страны не было.
На фоне выхода на новые рынки сохраняются все предпосылки для
дальнейшего роста экспортного грузопотока.
Ставки аренды стабилизировались
Источник данных о реализации подвижного состава и ставкам
аренды — журнал «Рынок подвижного состава».
В июле 2017 г. реализация вагонов заводами СНГ составила 5,7
тыс. ед. (3,8 тыс. — полувагоны), что вдвое выше результатов
июля 2016 г. (2,6 тыс. ед.) и на 5% выше уровня предыдущего
месяца.
Спрос на полувагоны несколько превышает списание, составившее
в июле 1,3 тыс. ед. Всего в отчетный месяц было списано 4,0
тыс. ед. подвижного состава. Коммерчески пригодный к
перевозкам парк остается на высоком уровне — 995 тыс. ед.,
тогда как неисправный парк на начало августа сократился до
63,5 тыс. ед. (минимальный уровень с 2014 г.). В результате
профицит парка составил 62 тыс. ед., а профицит полувагонов
близок к нулевой отметке.
Рост ставок аренды полувагонов на типовых тележках в августе
прекратился, несмотря на начало подготовки к отопительному
сезону. В сентябре возможно незначительное повышение, которое
может смениться к концу года плавным снижением ставок до
уровня 1 000 - 1 200 руб./сутки.