24.02.2022

Ацетон и изопропанол можно получать с помощью бактерий

Команда исследователей из Северо-Западного университета (США) и компании LanzaTech разработала бактерию, которая способна синтезировать ацетон и изопропиловый спирт из углекислого газа. Этот метод — более экологичная альтернатива традиционному способу получения этих веществ. Статья об исследовании опубликована в журнале Nature Biotechnology.

Ацетон и изопропанол — довольно ценные химические вещества, которые находят применение в разных отраслях промышленности. На мировом рынке их общая доля составляет более 10 млрд долларов. Изопропиловый спирт используется как антисептическое и дезинфицирующее средство. Он входит и в состав санитайзеров, которые рекомендованы ВОЗ для борьбы с коронавирусом. Ацетон применяется как растворитель при производстве пластиков, синтетических волокон, полиэфирных смол. Он также входит в состав жидкостей для снятия лака и чистящих средств. Однако и ацетон, и изопропанол получают из ископаемого топлива, что ведет к выбросам углекислого газа в атмосферу.

Американские ученые придумали более экологичный метод получения ацетона и изопропанола с помощью бактерий. Сначала они использовали бактерию Clostridium autoethanogenum, которая была создана компанией LanzaTech. Это единственная бактерия, которая способна сбраживать углекислый газ и образовывать при этом этанол. Затем ученые, используя методы синтетической биологии, перепрограммировали эту бактерию так, чтобы она могла сбраживать углекислый газ с образованием ацетона и изопропилового спирта.

Ученые считают, что полученный штамм бактерий может использоваться в промышленных масштабах. По их подсчетам, замена существующих процессов на новый может сократить выбросы углекислого газа на 160%. Как отмечают исследователи, с помощью аналогичного подхода можно разработать методы получения и других полезных химических веществ с помощью бактерий.

«Это открытие — серьезный шаг, позволяющий избежать климатической катастрофы. В настоящее время многие из товарных химических веществ получают исключительно из ископаемого топлива: нефти, природного газа, угля. Ацетон и изопропанол — два примера подобных веществ, их общая доля на рынке составляет 10 млрд долларов. Разработанный метод получения ацетона и изопропанола может ускорить получение и других веществ. Таким образом в различных отраслях закроется углеродный цикл», — рассказала Дженнифер Холмгрен, CEO компании LanzaTech.

Источник: inscience.news