Разделы Подписка на услуги Реклама на сайте
28.12.2021

Итоги заседания Комиссии РСПП по химической промышленности

16 декабря в онлайн-формате состоялось Совместное заседание Совета Российского Союза химиков и Комиссии РСПП по химической промышленности с участием представителей Комиссии РСПП по климату и углеродному регулированию, Минпромторга РФ и 89 компаний-экспортеров химической продукции. (ПАО "ФосАгро", ПАО "СИБУР холдинг", АО "Еврохим", АО "ОХК "Уралхим", ПАО "КуйбышевАзот", ООО "НИКОХИМ", АО НАК "Азот", АО "Каустик" и др). В числе участников Комиссии позицию ключевых подотраслей химпрома представляли крупнейшие отраслевые объединения — Российская Ассоциация производителей удобрений (РАПУ), ассоциации производителей хлорной, лакокрасочной и парфюмерно-косметической продукции ("РусХлор", "Центрлак" и "РПКА") и др. Проведение заседания и его повестку поддержали ведущие научные и аналитические центры, высшие школы химии — ФГАУ "НИИ ЦЭПП", НИЦ "Курчатовский институт-ИРЕА", ОАО "НИИТЭХИМ", РГУ нефти и газа (НИУ) им.И.М.Губкина, МГУ им. М.В. Ломоносова, СМК АО "Институт пластмасс" и др. На обсуждение Комиссии РСПП по химической промышленности были вынесены два вопроса - меры в химическом комплексе России по снижению возможных негативных последствий при введении в Европейском Союзе трансграничного углеродного регулирования (ТУР), а также вопросы инвентаризации химических веществ, находящихся в обращении и планируемых к обращению на территории Российской Федерации, в контексте государственных задач по регистрации химической продукции и ее выводу на рынок до и после вступления в силу технического регламента ЕАЭС ТР 041/2017 "О безопасности химической продукции".

Открывая заседание, слен Правления РСПП, председатель Комиссии РСПП по химической промышленности, президент Российского Союза химиков Виктор Иванов отметил актуальное звучание обозначенных на Комиссии проблематик: "Вопросы важные, но не новые для нас, потому как занимаемся мы их решением уже не одно десятилетие. Принятие законодательства в области ТУР - не страшит, скорее, побуждает отрасль более активно внедрять на предприятиях системы контроля за выбросами, а при инвестициях в строительство новых и реконструкцию старых мощностей активно внедрять и использовать наиболее доступные технологии. Россия является крупным экспортером и импортером химической продукции, поэтому этот факт требует со стороны государства грамотной гармонизации в соблюдении баланса интересов наших компаний. Что касается процедуры инвентаризации химических веществ, а также декарбонизация, то они в купе со снижением нагрузки на природные экосистемы составляют те ориентиры, в контуре которых будет проложена траектория устойчивого развития всего химического комплекса России. Хочу отметить, что в Российском Союзе химиков для поддержания этих направлений, причем как технологической, так и концептуальной стороны уже сложились эффективные площадки для коммуникации и масштабирования лучших практик. Обратите на это внимание и не стесняйтесь задавать вопросы". Речь идёт, главным образом, о первом в России ESG-конкурсе для промышленных предприятий "5 звёзд. Лидеры химической отрасли", программе "Responsible Care" (Ответственная забота), интернет-площадках Центра компетенций РСХ по декарбонизации - decarbon.ru и eco-trek.

Все они открыты для предприятий химпрома и ориентированы на содействие отрасли в преодолении сложностей и препятствий на пути к устойчивому развитию и цифровой трансформации. Следует отметить, что самые острые проблемы отрасли традиционно выносятся на обсуждение в рамках Комиссии РСПП по химической промышленности, а также экспертного Совета РСХ. По результатам таких дискуссий все предложения химического сообщества структурируются, на их основе составляется Решение Комиссии и предложения по существу вопросов, которые в случае необходимости отправляются в соответствующие органы законодательной или исполнительной власти: в Правительство, Совет Федерации и Президенту РФ. Директор ФГАУ "НИИ "ЦЭПП" Дмитрий Скобелев в своём докладе "О мерах в химическом комплексе России по снижению возможных негативных последствий при введении в Европейском Союзе трансграничного углеродного регулирования" (ТУР) сделал акцент на новых механизмах взыскания платежей с отечественных компаний-экспортёров (см. Презентацию). Под принципиально новый формат налогового регулирования СВАМ ( Carbon Border Adjustment Mechanism ) попадают только определенные сектора экономики с высоким риском утечки углерода. Речь идёт о 5 товарных группах продукции - цементе, железе и стали, алюминии, а также минеральных удобрениях на основе аммиака, азотной кислоты, нитратов калия. Ударит по бюджету отечественных производителей-экспортёров и международная инициатива SAICM, которую предложили Африканская группа, страны Латинской Америки и Карибского бассейна и поддержали 190 компаний мира.

В рамках инициативы появились новые формулировки скоординированного налога, затрагивающего интересы производителей 36 базовых химических веществ ( Декларации высокого уровня - ДВУ). Собранные правительствами средства с предприятий промышленности планируется аккумулировать в международном фонде для оказания поддержки развивающимся странам в осуществлении рационального регулирования химических веществ и отходов. Мало того, что Россия не может воспользоваться денежными средствами из этого фонда ( она не является развивающейся страной), она ещё подпадает при уплате налога под повышающий коэффициент, так как до сих пор не имеет действующего технического регламента. Только по SAICM порядка 1600 российских предприятий-экспортёров химической продукции должны будут уплатить за год 43,84 млрд. руб. В свою очередь, механизм СВАМ в рамках "Зелёной сделки" потребует капиталовложений на сумму не менее 40,45 млрд рублей. По мнению участников Комиссии РСПП по химической промышленности, по каждой статье обременения в виде навязываемых налоговых регуляторных практик должна быть четко и своевременно сформулирована собственная позиция России. Колоссальная нагрузка на химические предприятия, связанная с глобальными энергопереходом и химическим переходом, подталкивает государство и общественные организации обсуждать эффективные меры поддержки бизнеса, механизмы внедрения НДТ и основные инструменты трансформации. По мнению Дмитрия Скобелева, представляющего Федеральное государственное автономное учреждение "Научно-исследовательский институт "Центр экологической промышленной политики", ключевыми задачами на национальном уровне в этот сложный переходный период должны стать задачи урегулирования вопроса о введении в действие ТР ЕАЭС 041/2017 (Технического регламента о безопасности химической продукции в РФ), планомерное развитие инфраструктуры для эффективной реализации ТР о БХП и разработка Стратегии развития химического регулирования на период до 2030 года, а также дорожной карты по ее реализации.

Вполне очевидно, что в продолжении 96 ФЗ должна быть создана зрелая нормативно-правовая база по расчетам коэффициентов выбросов парниковых газов. Первой основательной вехой могут стать предложения Министерства экономического развития по индикативный практикам выбросов СО2, которые планирует представить министерство в конце января 2022-го года. В продолжение темы экологизации химических производств крайне интересное предложение по развитию в России практики промышленного симбиоза высказал доктор химических наук, заслуженный профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, вице-президент Российской академии естественных наук, эксперт ООН по проблемам химической безопасности Валерий Петросян. В основе явления промышленного симбиоза лежит принцип, по которому оставшиеся в ходе производства ресурсы и производственные отходы не отправляются в отвал и не реализуются по сниженной цене, а служат сырьем для предприятия в другой отрасли. По мнению эксперта, потенциал использования парниковых газов при производстве широкого спектра промышленных продуктов у нас в стране достаточно велик. Вице-президент РСХ Евгений Синяков в своём выступлении отметил высокую активность компаний РСХ в создании интересных кейсов и перспективных подходов к проблеме декарбонизации: "Химическая отрасль максимальна открыта и готова и к конструктивной работе и к полноценному диалогу с государством и партнёрами из других отраслей в рамках устойчивого развития. С сентября текущего года мы провели нон-стопом серию очень серьезных мероприятий - экотрек и цифровой трек, конференцию по декарбонизации, в общей сложности, собравших несколько тысяч слушателей и участников. На всех этих мероприятиях мы рассматривали прикладной характер всех современных инструментов, доступных промышленным компаниям для устойчивого развития с учетом важнейших вызовов времени.

Вместе с компаниями РСХ мы изучали и разбирали самые интересные практики на живых примерах настоящих стейкхолдеров отрасли — "ФосАгро" и "СИБУР", "КуйбышевАзот", "Уралхим", "Еврохим" . Следует отметить, РСХ неоднократно выражал слова благодарности этим компаниям, которые наряду с собственным благополучием постоянно занимаются серьезной работой по ESG-развитию всей отрасли. К слову, именно эти компании по итогам научно-практической конференции РСХ по декарбонизации еще осенью сформулировали 12 инициатив по сокращению углеродного следа, которые легли на стол Минэкономразвития РФ. На сегодняшний день, пожалуй, самым серьезным предостережением малым и средним предприятия химпрома является рекомендация перестать воспринимать проблемы декарбонизации как исключительную задачу для экспортоориентированных компаний-производителей. "Это глубочайшая ошибка и заблуждение. Декарбонизация - это вопрос стратегически важный для отрасли, для ее нормальной жизнедеятельности и финансирования. Время зелёных инициатив и зелёной химии - сегодня синоним прогресса и благонадежности, а завтра - единственное возможное условие легитимного существования", -заключил вице-президент РСХ Евгений Синяков . " Можно по-разному относиться к ТУР и зелёной сделке, но на сегодняшний момент этот ключевые инструменты выхода на траекторию роста после пандемии", - считает корпоративный секретарь ПАО " ФосАгро" Сергей Самосюк.

Важнейшим шагом в декарбонизации, по его мнению, является подсчёт объёма выбросов СО2 с дальнейшим комплексом мер по его утилизации. Причём, важно считать выбросы не по установкам, как это делает сейчас, но и на тонну продукта. Дополнительно в существенной доработке нуждаются методики подсчета по третьему охвату. Для этой работы, как считает эксперт, требуется унификация существующих оценочных методик, признаваемых экспертами во всем мире. Кроме того, принципиально добиться по ТУР признания всех климатические проекты внутри страны. С такой позицией коллег из ФосАгро полностью согласен Иван Жидких, член Комитета РСПП по климатической политике и углеродному регулированию, руководитель департамента по специальным проектам и устойчивому развитию АО МХК "ЕвроХим". "Работу над важнейшими проблемами ТУР мы начали в тот период, когда небезызвестная Урсула фон дер Ляйен, ныне Председатель Европейской комиссии, только избиралась на свой пост . Появившиеся ещё тогда в ее риторике определения по трансграничному регулированию очень привлекли наше внимание в Комитете РСПП по климату. Сегодня наш комитет добивается того, чтобы Россия не только обозначила, но и оформила свою официальную позицию по ТУР, в которой отразила необходимость полного соответствия данного регулирования международным нормам права , в частности, отраженным в основных документах по ВТО, Парижскому соглашению, Рамочной Конвенции по климату и др. Следующими пунктами для диалога с европейской стороной должны стать декларация равных условий для российской и европейских поставщиков химической продукции, учёт национальных отечественных регуляторных практик, а также компенсаторных проектов внутри страны и национальных климатических программ",- сказал Иван Жидких.

Кроме того, эксперт пояснил, что в текущий период компании ЕС получают квоты на выбросы СО2, а также серьезное субсидирование со стороны государства на использование очень дорогой альтернативной энергетики, которую так активно продвигает ЕК. Отечественные российские компании лишены все этого. По словам, Ивана Жидких, по многим отраслям квоты для компаний Евросоюза превышают 100 % по их текущим выбросам СО2. Кроме того, в ЕС никто не желает брать во внимание тот факт, что в России уже есть налоги, которые можно расценить как углеродный налог: это выплаты по ДПМ ВИА, акцизы на топливо, оплата выбросов метана. При этом, по мнению эксперта, ТУР не так страшен отечественным производителям химической продукции. Аргументов здесь такие: во-первых, ТУР охватывает сегмент в 7 млрд. от всего Российского экспорта, во-вторых, все прямые издержки, в конечном счёте, лягут на потребителей продукции и, как следствие, вырастут мировые цены на те или иные продукты. В этом случае косвенные издержки будут полностью зависеть от углеродоемкости поставляемой продукции. И это — плоскость реальных возможностей для российских компаний. Например, отечественные заводы по производству аммиака попадают в группу 63 наименее углеродоемких предприятий мира, производители российского метанола входят в список 15 мировых наименее углеродоемких производств. Таким образом, потенциально отечественный химпром даже может получить определенные конкурентные преимущества в рамках ТУР. " Чёткая и сбалансированная позиция по ТУР с учетом мнений отраслевых лидеров отечественного промышленного сектора может России преодолеть все негативные последствия", - заключил эксперт. С интересными сообщениями в рамках ТУР выступил Денис Еранцев, начальник Технического отдела ПАО "КуйбышевАзот".

В частности, он озвучил предложение организовать создание единого реестра по учёту воздействия на окружающую среду (углеродоёмкости) сырья, материалов, полупродуктов и продуктов, используемых на всех этапах производственной цепочки в химической промышленности. Участники заседания Комиссии РСПП по химической промышленности с большим интересом отнеслись к такой перспективе. По второму вопросу заседания Комиссии основной доклад сделал Павел Филаткин, заместитель диктора Департамента химико-технологического комплекса и биоинжинерных технологий Минпромторга РФ. В своём выступлении он подробно остановился на процедуре инвентаризации химических веществ (в том числе в составе смесей), представляющей собой важный этап формирования реестра химических веществ и смесей Евразийского экономического союза (ЕАЭС), а также необходимое условие введения в действие технического регламента ЕАЭС "О безопасности химической продукции" (ТР ЕАЭС 041/2017). Результатом проведённой на национальном уровне в каждом из государств-членов ЕАЭС (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия)инвентаризации станет получение сведений по циркулируемой химии. После обработки в Евразийской экономической комиссии будет сформирован Общий перечень химических веществ Союза, который и станет основой реестра веществ и смесей ЕАЭС. "Сразу после введения в действие ТР ЕАЭС 041/2017 все вещества, сведения о которых в реестре будут отсутствовать, должны быть идентифицированы как новые и перед выпуском в обращение пройти процедуру нотификации новых химических веществ", - пояснил Павел Филаткин. Вице-президент РСХ Алексей Чистяков в своём докладе подробно рассказал об инициативах РСХ в рамках инвентаризации и декарбонизации. В колоссальном проекте, реализацию которого на себя взял Минпромторг, было подробно изучено порядка 1 млн веществ, в результате, был составлен перечень из 80 тысяч уникальных.

При этом Российский Союз химиков выполнял весьма непростую задачу : он информировал компании отрасли о важнейших этапах процедуры инвентаризации, разъясняя ее суть и важнейшие задачи .Ещё одной яркой инициативой РСХ стала инициатива запуска пилотных проектов под эгидой Минпромторга на предприятиях отечественного химпрома для анализа и предотвращения негативных последствий от введения ЕС регуляторных и экономических барьеров в отношении трансграничного обращения российских химикатов с учетом ESG—факторов, связанных с химическими рисками устойчивого развития на 2022-2027 годы и на стратегическую перспективу до 2060 года. Один такой проект стартует буквально на днях. Он стал ответом на обращение Президента Российского Союза химиков, выразившего опасения и озабоченность относительно сырого законодательства по ESG в России и в мире, а также существующих в рамках ТУР диспропорциях. Содержательную часть промышленного эксперимента, а также дорожную карту мероприятий в соответствии со стремительно меняющимся законодательством разработала Ассоциация " НП КИЦ СНГ". Именно она совместно с экспертами РСХ и Минпромторга будет осуществлять роль независимого аудитора по пилотному проекту, участником которого уже в ближайшее время станет стабильно успешное тамбовское предприятие АО "Пигмент", делегированное компаниями РСХ для участия в пилотном проекте. Присутствующий на заседании член Бюро Правления, генеральный директор предприятия Андрей Утробин поблагодарил коллег за доверие и отметил, что в рамках складывающей регуляторной практики со стороны всех звеньев и подразделений компании будет создан режим максимального погружения для отработки потенциально эффективных и интересных инструментов декарбонизации и устойчивого развития Известно, что активный экспортер и производитель химической продукции, известной на рынке под торговым знаком КРАТА®, а также обладатель уникального товарного портфеля в отечественном химпроме, намерен пошагово информировать компании Союза о результатах каждого витка декарбонизации и экологизации на своей площадке.

Источник: www.advis.ru
Просмотры: сегодня: 1, всего: 870

Выставки и конференции по рынку химии