Разделы Подписка на услуги Реклама на сайте
О сравнении хозяйственной деятельности и управления «Latvijas dzelzce??» и «Lietuvos gele?inkeliai»

Считая, что важно уточнить прозвучавшее мнение о практике управления литовским железнодорожным предприятием «Lietuvos gele?inkeliai», как потенциально хорошем примере для Латвии, ГАО «Latvijas dzelzce?š» хочет представить детальную информацию о хозяйственной деятельности железных дорог обеих стран – Латвии и Литвы, о ходе реорганизации предприятий в соответствии с отраслевыми регулирующими документами Европейского союза (ЕС), а также о проводящихся процессах корпоративного управления.

Реорганизация в соответствии с требованиями ЕК

С 2001 года Европейская Комиссия (ЕК) проводит целенаправленную политику по либерализации железнодорожной отрасли, поощрению конкуренции в перевозках и упорядочению управления отраслевыми предприятиями. С этой целью ЕК за последние 18 лет приняла ряд документов, и в настоящее время страны-члены ЕС внедряют уже Четвертый железнодорожный пакет, способствующий достижению упомянутых целей. В том числе принятые документы обязывают страны ЕС отделить управление публичной железнодорожной инфраструктурой от деятельности коммерсантов – железнодорожных перевозчиков, а также разработать стратегии или планы развития инфраструктуры и механизмы по обеспечению финансового равновесия управляющего инфраструктурой.

Реорганизация Латвийской железной дороги в соответствии с требованиями ЕК была начата вскоре после вступления Латвии в Европейский союз, а завершена 4 июля 2007 года соответствующей записью в Регистре предприятий. Таким образом, именно сегодня, 4 июля 2019 года, исполняется 12 лет с момента реорганизации концерна «Latvijas dzelzce?š» согласно требованиям ЕК, тогда как Литовские железные дороги только начали этот процесс.

АО «Lietuvos gele?inkeliai», в настоящее время публичное упоминаемое, как пример для Латвии, вплоть до 2017 года не предпринимало никаких шагов по выполнению установленных требований ЕС: управление инфраструктурой и выполнение как пассажирских, так и грузовых перевозок по-прежнему происходят в рамках одного предприятия, не давая возможности убедиться в независимости принимаемых решений, соответствующем разделении денежных потоков, а также в отсутствии в рамках этого предприятия перекрестного субсидирования различных видов перевозок.

В 2017 году, принимая решение по поводу демонтажа железнодорожного участка Реньге–Мажейкяй, Европейская Комиссия также указала на несоответствие «Lietuvos gele?inkeliai» регулированию ЕС, призвав разработать план по реорганизации предприятия. Разработанный «Lietuvos gele?inkeliai» план литовское правительство утвердило в 2018 году, и только в конце 2018 года «Lietuvos gele?inkeliai» сообщило о создании отдельного предприятия «LG Cargo», а в начале текущего года – об отделении еще двух предприятий – в сфере пассажирских перевозок и транспортных инноваций.

Таким образом, Литовские железные дороги в настоящее время только начали предпринимать шаги в направлении реорганизации, которую Латвийская железная дорога завершила еще 12 лет назад. Конечно, «Latvijas dzelzce?š» продолжает постоянно работать над совершенствованием своей деятельности, ее развитием на целевых рынках, модернизацией железнодорожной инфраструктуры и внедрением инноваций, а также над повышением эффективности, и мы удовлетворены тем, что наша работа приносит положительные результаты.

У Латвийской железной дороги – равноценные расходы по содержанию инфраструктуры и существенно более высокий уровень безопасности

Исследования, проведенные аудиторской компанией «Ernst&Young Baltic» и европейской платформой управляющих железнодорожной инфраструктурой PRIME, свидетельствуют о том, что объем, нагрузка и содержание железнодорожной инфраструктуры обеих стран, как и расходы на дополнительные услуги управляющего инфраструктурой равноценны, тогда как уровень безопасности в концерне «Latvijas dzelzce?š» существенно выше. Если в среднем по ЕС из-за неисправностей инфраструктуры происходит 1,6 происшествия на 1 миллион поездо-километров, то в Литве этот показатель составляет 0,8, а в Латвии – всего 0,1 происшествия на 1 миллион поездо-километров.

Учитывая, что реорганизация «Lietuvos gele?inkeliai» только началась, финансовые результаты железных дорог обоих государств сейчас еще невозможно сравнивать объективно (в показатели оборота Литовских железных дорог полностью включены доходы от пассажирских перевозок, результаты деятельности грузовых перевозок и другие данные, которые не входят в результаты деятельности ГАО «Latvijas dzelzce?š»).

По Латвийской железной дороге – больше пассажирских перевозок и ниже тарифы

В сфере пассажирских перевозок по инфраструктуре Латвийской железной дороги перевозится в 3,5 раза больше пассажиров в год, чем по инфраструктуре Литовских железных дорог. В Латвии они составляют более 18 миллионов пассажиров в год (из них 18,1 миллиона – в местном сообщении), а в Литве – 5 миллионов (из них 4,3 миллиона – в местном сообщении).

Одновременно, сравнивая доступную управляющему инфраструктурой для обеспечения пассажирских перевозок государственную дотацию, следует сделать вывод, что в Латвии каждый железнодорожный пассажир обходится государственному бюджету в три раза дешевле. Государственная дотация составляет 38 миллионов евро в год, то есть расходы на одного пассажира – 2,1 евро. В Литве этот показатель, соответственно, равен 27 миллионам евро, или 6,28 евро на одного пассажира.

Хорошее корпоративное управление

Относительно мер по обеспечению хорошего корпоративного управления нужно отметить, что Латвийская железная дорога в 2013 году утвердила Политику корпоративной социальной ответственности концерна, в 2014 году – Кодекс этики, а в 2016 году начала подготовку финансового отчета в соответствии с мировым стандартом SFPS и разработку нефинансового отчета (отчета жизнеспособности) согласно стандарту GRI (оба отчета проходят аудит и имеют заключение независимого аудитора). Также в 2016 году была утверждена Политика предотвращения мошенничества (антикоррупционная политика) концерна. Публичные отчеты Литовской железной дороги свидетельствуют о том, что внедрение аналогичного характера политики и стандартов началось в 2017/2018 годах.

Существенно и то, что «Lietuvos gele?inkeliai» только в 2018 году заключило обязательный для всех работников Коллективный трудовой договор, а у предприятий концерна «Latvijas dzelzce?š» Коллективный трудовой договор с Профсоюзом железнодорожников и отрасли сообщений Латвии действует с 2011 года и регулярно обновляется. Он распространяется на всех работников.

С 2011 года Латвийская железная дорога регулярно участвует в Индексе жизнеспособности, позволяющем по стандартизированной, независимой методике оценить аспекты стратегии, управления, политики социальной ответственности и деятельности предприятия. В 2018 году «Latvijas dzelzce?š» впервые попала в высшую, Платиновую категорию Индекса жизнеспособности и эту позицию, несколько улучшив отдельные показатели оценки, сохранила и в текущем году.

Практику корпоративного управления предприятием оценили также эксперты Балтийского Института корпоративного управления, с помощью порядка 60 индикаторов особенно высоко оценив показатели открытости предприятия и его сотрудничество со сторонами влияния.

«Latvijas dzelzce?š» и «Lietuvos gele?inkeliai» – профессиональное сотрудничество

Следует подчеркнуть, что «Latvijas dzelzce?š» и «Lietuvos gele?inkeliai» тесно сотрудничают в контексте различных региональных транспортных проектов. Они работают вместе по проекту «Amber train» и в вопросах развития транспортного коридора Северное море – Балтийское море; сотрудничают при строительстве железнодорожной инфраструктуры и ремонтных работах на ней. Латвийская железная дорога сдает Литовским железным дорогам в аренду необходимое ремонтное оборудование, осуществляет сотрудничество в рамках пассажирских перевозках по маршруту Киев – Минск – Вильнюс – Рига и др.

ГАО «Latvijas dzelzce?š» является управляющим железнодорожной инфраструктурой публичного пользования и руководящим предприятием концерна «Latvijas dzelzce?š». В концерн входят также шесть дочерних обществ: АО «LatRailNet», занимающееся определением платы за пользование инфраструктурой и распределением мощностей железнодорожной инфраструктуры; ООО «LDZ CARGO», обеспечивающее железнодорожные грузовые и международные пассажирские перевозки; предприятие по строительству и содержанию инфраструктуры ООО «LDZ infrastrukt?ra»; предприятие по ремонту и содержанию подвижного состава ООО «LDZ ritoš? sast?va serviss»; охранное предприятие ООО «LDZ apsardze», а также логистическое предприятие ООО «LDZ Lo?istika». LDz получило Платиновую награду Индекса жизнеспособности, а также вошло в пятерку наиболее ценных и наиболее эффективно управляемых латвийских предприятий в списке, ежегодно составляемом компаниями «Prudentia» и «Nasdaq Riga».

Истоки ГАО «Latvijas dzelzce?š» лежат в 1919 году, а в этом году предприятие отметит свой 100-летний юбилей, в рамках которого ожидаются образовательные, культурные и деловые мероприятия и процессы.


Просмотры: сегодня:1, всего:2064

Выставки и конференции по рынку химии