Биржевые цены на бензин продолжили расти после новогодних
праздников. Такая динамика необычна для начала года,
поскольку зимой нефтекомпании снижают оптовые цены из-за
стагнирующего спроса. Но в 2017 году ситуация усугубляется
как увеличением привлекательности экспорта топлива из-за
снижения экспортных пошлин, так и масштабными ремонтами на
Московском НПЗ. При этом нефтекомпании уже не смогут, как в
прошлом году, не перекладывать рост акцизов в цены на
АЗС.
Биржевой рынок бензина, открывшись после новогодних
праздников, уверенно движется к максимальным значениям за всю
историю торгов: по данным СПбМТСБ, АИ-92 за месяц подорожал
на 8%, до 40,62 тыс. руб. за тонну, АИ-95 — примерно на 5%,
до 41,62 тыс. руб. за тонну. Рост цен, начавшийся в конце
прошлого года, когда участники рынка начали массово скупать
объемы топлива, ожидая январского снижения экспортной
пошлины, продолжился и после праздников.
Так, по данным "Аналитики товарных рынков", на
прошлой неделе "Роснефть" активно распродавала
бензин Рязанского НПЗ, к концу недели из-за отсутствия
крупных объемов его стоимость значительно выросла. При этом
биржевые цены на зимнее дизтопливо вышли уже на абсолютные
исторические максимумы (около 40 тыс. руб. за тонну) и даже
превышают уровень экспортной альтернативы.
Нехарактерный для января рост цен на топливо вместо
традиционного снижения подкрепляется и другими факторами. В
частности, в первые дни января "Газпром нефть"
начала плановый ремонт Московского НПЗ, а, по словам
собеседников в отрасли, в феврале-марте вовсе не будет
производить бензин. По данным "Аналитики товарных
рынков", из-за ремонта среднесуточное производство
автобензина в целом по компании (без учета Ярославского НПЗ
"Славнефти") в первую декаду января составило 16,2
тыс. тонн в сутки, что на 21,5% ниже декабрьского уровня.
Кроме того, рынок в начале весны может испытать нехватку
топлива из-за параллельного ремонта Ярославского НПЗ, который
собственники завода "Роснефть" и "Газпром
нефть" отказались переносить с марта на апрель.
Несмотря на заверения ФАС, что рост цен на топливо в этом
году не превысит инфляцию, большинство собеседников настроено
пессимистично. Один из источников ожидает резкого роста цен в
течение года в рознице, но в период, когда и биржевые цены
будут максимальными, чтобы "нефтяники смогли предъявить
регуляторам аргументы для повышения цен и избежать
претензий". По данным Московской топливной ассоциации,
АИ-92 за неделю подорожал на 14 коп., до 35,76 руб. за литр
топлива, АИ-95 — на 16 коп., до 38,78 руб. за литр.
По оценкам Михаила Турукалова из "Аналитики товарных
рынков", нефтекомпании будут вынуждены повышать цены,
поскольку текущее соотношение оптовых и розничных цен не
оставляет владельцам независимых АЗС приемлемой маржи.
Нефтекомпании не смогли полностью учесть прошлогодний рост
акцизов в цене топлива, добавляет эксперт.
"Нефтеперерабатывающие заводы, принадлежащие ВИНКам,
являются в их структуре технологическим, а не коммерческим
звеном. Только этим обстоятельством можно объяснить тот факт,
что заводы еще не прекратили свою работу",— отмечают
аналитики компании "Алгоритм. Топливный
интегратор".